Рубрика НАУЧНЫЙ ПОЛК. Помним! Гордимся!
В рамках поддержки Года науки и технологий, Минобрнауки России организует серию публикаций "Научный полк" - истории, рассказывающие о студентах и преподавателях, о научных работниках,
В рамках поддержки Года науки и технологий, Минобрнауки России организует серию публикаций "Научный полк" - истории, рассказывающие о студентах и преподавателях, о научных работниках, которые в годы Великой Отечественной войны своим военным и трудовым подвигом приближали Победу.
МУСАТКИН АЛЕКСАНДР КАРПОВИЧМусаткин А.К. родился 25 августа 1922 г. в селе Толстовка Пугачевского района Саратовской области. Образование высшее: окончил Башкирский сельскохозяйственный институт в 1950 г. В 1951-1995 гг. работал старшим преподавателем кафедры кормления сельскохозяйственных животных БСХИ. Имеет правительственные награды: Орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и другие. Воевал в составе 214-й стрелковой дивизии 62-й, 64-й и 65-й армий Донского и Сталинградского фронтов.
Перед началом войны по возрасту нас стали призывать в Красную Армию. В 1941 г. стал красноармейцем и я: был призван в формировавшуюся в Башкирии, впоследствии знаменитую, 214-ю стрелковую дивизию. Формирование проходило по полкам и подразделениям в Чишмах, Сафарово, Чесноковке, Зубово. А 788-й стрелковый полк располагался в Затоне и в деревне Миловка, куда я был определен в минометную роту. Вместе со мной пришли в полк мои хорошие знакомые, ставшие на фронте боевыми друзьями, Саша Дегтярев и Иван Балажий. Этих крепких и шустрых ребят сразу облюбовали в разведроту.
Вся учеба проходила на территории учебно-опытного хозяйства сельхозинститута, тогда и сам институт находился в Миловке. Поскольку боевая техника, оружие шли сразу на фронт, завтрашним бойцам пришлось познавать азы своего мастерства на всевозможных деревянных макетах. Поначалу вроде как играли в войну, поднимаясь в учебную атаку с деревянными автоматами и винтовками наперевес. Но командиры-наставники, будучи уже опытнейшими людьми, до седьмого пота гоняли на учениях новобранцев, что потом добром вспоминалось на фронте. 12 июля наш эшелон под бомбежками подошел к станции Поворино. Поворино горело, метались люди, отгонялись в сторону горящие вагоны. Находясь в пути, мы не знали, что 12 июля 1942 г. директивой Ставки Верховного Главнокомандования образован Сталинградский фронт. 14 июля нашу дивизию стали продвигать в сторону Дона, эшелоны которой прибывали на станцию Донская – Калач.
Когда мы переправились на паромах на правый берег Дона, на высоком его берегу состоялся митинг, где было объявлено, что мы направляемся к исходным рубежам. Здесь мы защищаем Волгу, здесь защищаем Сталинград на его дальних подступах. Невольно вспоминались родные и близкие сердцу места, где проходили мои детские годы. Нам предложили написать домой письма с указанием полевой почты и вложить в пластмассовый медальончик свой домашний адрес. И вот, пройдя маршем 20 км западнее Дона, дивизия стала готовить линию обороны в двадцатикилометровой полосе по рубежу реки Солоной от хутора Нижне-Солоновский до хутора Пристеновский в глубину до Балки Черной. Здесь отрывались траншеи, окопы, ходы сообщений, площадки для пулеметов, ставились на огневые позиции артиллерия и минометы, оборудовались командные и наблюдательные пункты. Не дожидаясь развертывания основных сил дивизии, мы вступали в бой своими передовыми отрядами.
17 июля 1942 г. военная историография считает началом Сталинградской битвы. В этот день в свой первый бой вступила и наша 214-я дивизия, сначала передовыми отрядами, а 25 июля на рассвете в бой включился и ее основной состав. Все начиналось для нас так: вдруг появилась немецкая колонна, спускавшаяся с правого фланга обороны нашего 788-го полка. Подойдя на близкое расстояние, она попала под внезапный огонь нашей артиллерии и минометов, неся большие потери. Только примерно через полчаса был открыт ответный артиллерийский огонь, и завязался огневой бой. Вскоре наши позиции уже бомбили около 30 самолетов противника, появились танки, и наступление немцев возобновилось с подходом свежих сил. Бои продолжались, хорошо дралась пехота. С криком «Ура!» дело доходило до рукопашных схваток. Так продолжалось несколько дней. В нашем 788-м стрелковом полку, командиром которого был Н.А. Горбачев, успел отличиться 1-й батальон капитана И.Г. Дюсьметова. Похвалили минометчиков и наш 1-й минометный взвод с его командиром И.П. Киселевым. Да и вся дивизия крепко держала оборону наседавшего противника.
Преодолев в общей сложности расстояние в 250 километров, прямо с марша бойцы нашей дивизии вступили во встречный бой, вынудили противника оставить хутор Паньшино. Но немцы оставляли в бурьяне и кустарниках своих автоматчиков, и нашим бойцам приходилось постоянно прочесывать местность и использовать даже бутылки с горючей смесью. Нам тогда еще не было известно, что пока шли бои за Паньшино, слева от нас 17 августа немецко-фашистским войскам удалось форсировать Дон в районе хуторов Вертячий-Песковатка и захватить плацдарм на левом берегу Дона, сосредоточив здесь силы главной группировки 6-й армии Паулюса для наступления на Сталинград. Перед нашей дивизией была поставлена задача не допускать прорыва врага на север в сторону Качалинской и расширить фронт в этом направлении. Так возник Паньшинский рубеж обороны 214-й стрелковой дивизии.
Шли постоянные напряженные бои, менялась фронтовая обстановка. В момент спада напряженности партийно-политические органы дивизии вели большую работу. В подразделениях проводились партийные и комсомольские собрания, печатались боевые листки. Здесь нас ознакомили с воззваниями «Стоять насмерть!», «Отступать больше некуда, за нами Волга, за Волгой земли нет!». На комсомольских собраниях принималось постановление, гласящее: «Уважительной причиной ухода с огневой позиции будет только одна приниматься во внимание – смерть». С 23 августа в течение суток, выполняя приказ Гитлера, фашисты подвергли Сталинград массированной бомбардировке. Эшелоны самолетов волна за волной шли на город над нашими позициями. По фронтовым сводкам, немцами было произведено 2 тысячи самолето-вылетов. Части нашей дивизии старались расширить Паньшинский рубеж в сторону хутора Вертячий, где еще были немцы. Для них это был стратегический рубеж, и они не случайно создали здесь три линии обороны. А в течение почти трех месяцев шли ожесточенные бои за овладение гряды небольших высот, названных немцами «Золотой рог» с более возвышенной частью, высотой 56,8. Отсюда как на ладони просматривалась вся наша оборона. Немцы знали, что если эта высота падет, то нашим войскам будет открыт путь на хутор Вертячий, с захватом которого они лишатся основной магистрали снабжения своих войск в Сталинграде через Дон. Поэтому по приказу Паулюса от каждого немца была взята расписка в том, что, если он оставит высоту, его семья в Германии будет расстреляна. Наши бойцы сражались стойко, вступали в рукопашную схватку, преодолевая сопротивление обреченных гитлеровцев. За все время до контрнаступления нашей дивизии высота несколько раз переходила из рук в руки. Это здесь 24 ноября 1942 г. погибла санинструктор Марионелла (Гуля) Королева – героиня повести «Четвертая высота» Е. Ильиной. Находясь в обороне, все подразделения дивизии не прекращали атаковать противника. Постоянно придумывались различные боевые приемы и хитрости. Под руководством дивизионного инженера Важеевского Е.А. сооружались специальные небольшие плотики, загружались взрывчаткой, замаскировывались и спускались вниз по течению Дона к сооружениям немецкой переправы в районе хутора Вертячий. Натыкаясь на препятствие, они взрывались, нарушая целостность переправы, вызывая у немцев переполох. В этой местности передний край нашей и немецкой обороны шел как бы зигзагами, находясь на малом расстоянии, даже иногда вклиниваясь один в другой. Помнится, как в арбузное августовско-сентябрьское время с наступлением темноты немцы, бывало, кричали в рупор: «Рус, не стреляй, дай арбуз». Бывало, что соблазн сводил на одном поле тех и других солдат, что заканчивалось часто потерями.
Закончилась война, и торжество Победы и всеобщее ликование народов нашей страны и всего человечества я встретил в Уфе. А в 1946 г. я перевелся на второй курс зоотехнического факультета Башкирского сельскохозяйственного института, который закончил в 1950 г., защитив на «отлично» дипломную работу на тему: «Племенная работа с бестужевским скотом и перспективы дальнейшего его развития в совхозе «Уршак» БАССР». Это был первый год после войны, когда разрешили защиту дипломных работ.
Сталинград навсегда остался в сердце моем.
И через десятилетия из глубины моей души рождаются стихотворные строки:
«За Сталинград!» – так мы в боях кричали,
За Сталинград шел сквозь огонь солдат.
Взывая месть, сердца в груди стучали:
Так получай же, гад, за Сталинград!
Распаханный снарядами в руины,
Тогда еще не знающий наград…
Остался Сталинград непобедимым,
Стал символом бессмертья Сталинград».
Последние новости
Тёплые поздравления к Дню Матери в Уфе
Мэр города Уфа поздравляет матерей с их праздником
День матери: праздник любви и заботы
Отмечая День матери, мы чествуем тех, кто дарит нам жизнь и поддержку.
Отключение электроэнергии в Давлеканово 25 ноября 2024 года
Информация о плановом отключении электричества для жителей города.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований