Как помочь ребенку-инвалиду?

Л. ЗАГИТОВА Ответ на этот вопрос искали на круглом столе, состоявшемся на прошлой неделе в ЦДО «Савитар».

Л. ЗАГИТОВА

Ответ на этот вопрос искали на круглом столе, состоявшемся на прошлой неделе в ЦДО «Савитар». В мероприятии приняли участие родители, заместитель главы администрации по социальным вопросам, руководители отделов образования, культуры, спорта и молодежной политики, службы семьи, ДЮСШ.   

В нашей культуре людей с инвалидностью принято жалеть. И сколько бы мы ни говорили про их «неограниченные возможности» и силу духа, вот это снисходительное отношение трудно в себе перебороть. Как и страх, который мы испытываем к людям с особенностями интеллектуального и эмоционального развития.

Неудивительно, что родители «особенных» детей стараются не отсвечивать и минимизируют свои выходы из дома. Но мир меняется на глазах. Если совсем недавно отдать ребенка с инвалидностью или психическими отклонениями в интернат было нормой, то теперь родителям стараются помочь адаптироваться к особенностям ребенка, а наши сограждане все чаще принимают в своих семьях детей с инвалидностью.

Мы все активнее говорим об инклюзии - не должны дети сидеть в четырех стенах, если есть возможность обучать и развивать их в коллективе. Да, нужен индивидуальных подход, возможно, сопровождение помощника-тьютора. И в этом случае выигрывает не только ребенок, нуждающийся в социализации, но и коллектив, который учится принимать мир во всем его разнообразии. Учится не отводить взгляд, не смеяться «странным» движениям или реакциям, учится понимать и принимать. В конце концов, каждый из нас - особенный. И очень уязвимый. И так сложно быть Человеком, но без этого - никак!


Образование, а также питание - для всех!

По словам начальника отдела образования Ирины ШУРУПОВОЙ , все образовательные организации Агидели готовы к работе с детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - кто-то из ребят посещает городские детсады и школы, кто-то обучается на дому, а кому-то показаны занятия в коррекционном учреждении.

  Как выясняется, инвалидность и ОВЗ - не синонимы. Наличие первого должна подтвердить медико-социальная экспертиза (МСЭ), определить второе может психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

В начале сентября глава республики Радий Хабиров сделал выговор чиновникам, отвечающим за социальную сферу и образование. Выяснилось, что региональная прокуратура потребовала навести порядок в практике организации питания детей с инвалидностью. В каждом муниципалитете были свои нормативно-правовые акты: где-то, как в Агидели, дети-инвалиды питались бесплатно, где-то им возмещали часть стоимости питания. А вот согласно законодательству, право на бесплатное школьное питание должно быть подтверждено заключением ПМПК, то есть получить его могут дети с ОВЗ, но не с инвалидностью. И соответственно из регионального бюджета может быть профинансировано исключительно питание детей с ОВЗ. Чиновники выполнили требование прокуратуры, однако после вмешательства Хабирова детям-инвалидам сохранили право на льготу, просто изменили источник финансирования - теперь их питание оплачивают муниципалитеты.


КСТАТИ

В  начале октября в администрации городского округа вышло постановление согласно которому уточнены стоимость питания детей-льготников и источники его финансирования:

-    дети из многодетных малообеспеченных семей обеспечиваются бесплатным одноразовым горячим питанием: 45 руб.в день (бюджет РБ) плюс 10 руб.в день для учеников 1-4 класса и 15,60 руб.в день для учеников 5-11 классов (бюджет городского округа);

-    дети с ОВЗ - бесплатное двухразовое горячее питание: 90 руб.в день (РБ) плюс 10 руб. в день для 1-4 классов и 15,60 руб. в день для 5-11 классов (ГО);

-  дети-инвалиды - бесплатное двухразовое горячее питание: 1-4 классы - 100 руб. в день, 5-11 классы - 105,60 руб.в день (ГО);

-  дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, - бесплатное одноразовое горячее питание: 1-4 классы - 55 руб.в день, 5-11 классы - 60,60 руб.в день (ГО).


Родители детей, которые находятся на домашнем обучении, поинтересовались - есть ли у них возможность получать компенсацию за питание, которым они не пользуются.

Начальник отдела образования объяснила, что денежная компенсация не предусмотрена - питание оплачивается по факту, а не по количеству детей-инвалидов. А вопрос о выдаче продуктов в виде сухого пайка требует изучения.


Методист отдела образования Зимфира АХМЕТОВА , рассказала участникам круглого стола, что в детских садах для детей с ОВЗ и инвалидностью могут использоваться адаптированная и адаптированная основная образовательные программы.

Если в группе один ребенок с ОВЗ, то он занимается по адаптированной программе, если несколько, то группа является компенсирующей и разрабатывается адаптированная основная программа.

Так, в детском саду №1 - три компенсирующих группы. В детском саду №4 создается группа для 10 детей с инвалидностью и ОВЗ. Им обеспечат психолого-педагогическое сопровождение: с малышами помимо воспитателей будут заниматься психолог, логопед-дефектолог, инструктор по физвоспитанию.


«Надежда» объединит, спорт оздоровит

Центром притяжения семей, где воспитываются дети с ОВЗ и инвалидностью, является объединение «Надежда» при ЦДО «Савитар». Сегодня им руководит педагог Лилия ЗАКИРОВА.

По ее информации, в Агидели проживают 58 детей-инвалидов. Сразу же, как появляется информация о том, что ребенку присвоена инвалидность, педагог отправляется в семью, приглашает в объединение, где ребят развивают, адаптируют, организуют для них праздники с вручением подарков.

  Еще несколько лет назад «Савитар» оставался практически единственным местом, где занимались «особенные» дети. Сегодня несколько развивающих и творческих кружков, которые могут посещать все дети без исключения, действуют в детской библиотеке .

Ребятам рады и в Детской школе искусств , где их обучают изобразительному искусству и музыке, а также в Доме культуры «Идель» , где для них организованы вокальное и хореографическое объединения.

В прошлом году отдел физкультуры, спорта и молодежной политики выиграл грант и теперь у детей с ОВЗ и инвалидностью есть возможность заниматься триатлоном, совершать поездки в города, где находятся интересные спортивные объекты.

Так, дети вместе с родителями съездили в Казань и совсем недавно вернулись из Сочи - впечатлениями от этой поездки поделилась тренер Наталья АЛЕКСЕЕВА .

В новом учебном году группа адаптивной физкультуры открыта в ДЮСШ . Тренер Лилия ГУСМАНОВА  рассказала, какие преимущества такая активность дает детям с ОВЗ и инвалидностью - они учатся слышать сигналы своего тела, двигаться осознанно.

 

Реабилитация: сертификат и технические средства

Недавно мы подробно рассказывали о сертификатах для реабилитации детей-инвалидов.

Руководитель службы семьи в г. Агидель северо-западного межрайонного центра «Семья» Нафиса ХАЙДАРОВА уточнила, что воспользоваться им могут дети, которые не проходили реабилитацию за государственный счет в центрах, подведомственных Минсоцзащиты РБ: два из них находятся в Уфе, по одному - в Белорецке, Кумертау и Нефтекамске.

В противном случае необходимо подождать, пока с момента прохождения реабилитации пройдет один календарный год.

И хорошая новость - с начала октября заявления на выдачу сертификата можно подать в МФЦ «Мои документы».

СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ: сначала выбрать поставщика услуг и лишь потом писать заявление.

Среди организаций, которые проводят реабилитацию, есть специализированные центры и санатории.

  Также после встречи Радия Хабирова с родителями детей-инвалидов утвержден региональный перечень технических средств реабилитации :

- персональный спутниковый датчик-маяк,

- небулайзер компрессионного типа,

- дренажный виброжилет (дыхательный мышечный тренажер),

- кислородный концентратор,

- надувная ванна,

- сиденье для ванны (без или со спинкой и подлокотниками),

- функциональная кровать с механическим приводом,

- прикроватный стол,

- глюкометр с речевым выходом,

- FM-системы к кохлеарным имплантам.

Стоимость техсредств варьируется от одной до 50 тысяч рублей. Получить их могут постоянно проживающие в республике дети-инвалиды, , у которых это прописано в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (ИПРА).

Заявление также можно подать через МФЦ или Республиканский центр социального обслуживания населения ( г. Уфа, ул. Менделеева, 136/2, тел. 8 (347) 286-51-06 ).

Директор МЦ «Семья» Гульшат ТИМАШЕВА   рассказала, что в службе семьи в г. Агидель работает психолог.

Семьям, где воспитываются малыши до 3 лет и дети с инвалидностью, могут быть предоставлены услуги «социальной няни» - дважды в неделю по 3 часа 25 минут.

Бесплатно, если семья имеет низкие доходы, и по цене 162,36 руб. за это же время, если семья признана нуждающейся в услуге.

Также на встрече, в которой приняли участие замглавы администрации по социальным вопросам Илюс ЯЛАШЕВ , начальник отдела спорта Динара АМИРОВА , начальник отдела культуры Регина АБУБАКИРОВА , директор ЦДО «Савитар» Руслан ШУГАЕПОВ , замдиректора ДЮСШ Венер МУХИТОВ , участковый педиатр Райса САФИУЛЛИНА, поднимались и другие вопросы.

Организация  досуга для семей, где дети-инвалиды уже взрослые. Обеспечение пригласительными билетами на концерты звезд эстрады и цирковые представления. Необходимость приглашать ребенка, находящегося на домашнем обучении, на внутриклассные и общешкольные мероприятия.

Дети с инвалидностью и особенностями развития,как и их родители, не должны быть изолированы от общества. Мир - для всех, всем - мир!

Последние новости

Сроки представления налоговых уведомлений в октябре 2024 года

Налогоплательщики должны соблюдать важные сроки для подачи уведомлений.

Контракт с Минобороны: Доброволец из Давлекановского района вступает в ряды армии

Давлекановский район отправляет своего добровольца на службу в армию.

Представление отчета о состоянии гражданского общества России

На пленарном заседании форума Общественной палаты будет обсужден проект доклада.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Батайске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *