Контроль или надзор? Отрасли нужен баланс интересов бизнеса и безопасности строек
На протяжении последних лет в строительной отрасли России ведется системная работа по снятию административных барьеров и снижению давления на бизнес,
На протяжении последних лет в строительной отрасли России ведется системная работа по снятию административных барьеров и снижению давления на бизнес, что находит отражение в сокращении количества проверок застройщиков и отказе от целого ряда контрольных мероприятий. Эти тенденции значительно усилились с началом пандемии и получили новый импульс после объявления международных экономических санкций. Меры поддержки стройотрасли и реформу контрольно-надзорной деятельности обсудили на днях в Москве делегаты VIII Конференции органов государственного строительного надзора из более 65 субъектов РФ. В работе мероприятия помимо руководителей региональных стройнадзоров Москвы, Московской, Курской, Томской областей, Краснодарского, Алтайского, Пермского краев, Республики Татарстан, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов и др. приняли участие представители Минстроя России, Минэкономразвития РФ и Ростехнадзора.
Сегодня акцент контрольной работы в стране смещен на профилактику и предотвращение правонарушений, в связи с чем изменены устоявшиеся годами порядок и характер проверок, их оперативность и прозрачность. Так, уже ведется оптимизация и уменьшение периодов разработки и согласования градостроительной документации, сокращение инвестиционного цикла. Автоматически увеличиваюся сроки действия разрешительных документов, в том числе разрешений на строительство. Существенно снижены адмбарьеры, в том числе при осуществлении госстройнадзора. Бизнес позитивно воспринимает реформу этой сферы, однако застройщики продолжают указывать на чрезмерную вовлеченность органов надзора в деятельность строителей.
Наряду с этим власти ставят задачу обеспечения безопасности как строительного процесса, так и конечного продукта — непосредственно зданий и сооружений. Таким образом, регулятор должен найти золотую середину — решение, позволяющее избавиться от излишних процедур, не потеряв качество возведения объектов.
Главным предметом дискуссий на VIII Конференции органов госстройнадзора стало перераспределение и разграничение функций стройнадзора и контроля, что особенно актуально в контексте разработки Стратегии развития стройотрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозом до 2035-го. В этом документе есть предложения, связанные с исключением дублирования полномочий стройконтроля и стройнадзора. При этом все участники мероприятия подчеркивали, что это еще и совершенно разные сферы, которые нельзя объединять. «Поэтому сейчас идет работа над тем, чтобы крайне аккуратно разделить эти два понятия и их функции», — отметил председатель Мосгосстройнадзора Игорь Войстратенко.
В частности, стройконтроль является обязанностью участников строительства: он осуществляется в интересах застройщика, то есть за деньги, и следит за деньгами. В то же время стройнадзор ведется органом исполнительной власти. Таким образом, по заверению экспертов, отсутствие аффилированности, полная независимость от инвестора, застройщика и иных участников строительства, а также четко установленные законом ответственность и порядок надзора делают его действительно эффективным инструментом.
Как пояснил директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Владимир Калинкин, сегодня идет поиск баланса, с тем чтобы снизить административные и финансовые издержки застройщиков, которые обязаны обеспечивать стройконтроль. «Любой надзор, в том числе государственный, — это административное давление. Это нормально, поскольку речь идет о безопасности возводимых объектов. И тем не менее, наша задача — в целях сокращения инвестиционно-строительного цикла минимизировать такое воздействие и при этом обеспечить качество возводимых объектов», — подчеркнул чиновник.
Стоит заметить, что мнения участников конференции по поводу перераспределения функций разделились. Например, о возможности передачи части полномочий органам контроля высказался министр правительства Московской области по государственному надзору в строительстве Артур Гарибян: «Сегодня действительно имеет место дублирование функций надзора и контроля. Например, стройконтроль сегодня, находясь на объекте, проверяет выполнение работ. А что делает инспектор стройнадзора? Так или иначе — проверяет выполнение работ. Поэтому, я считаю, нужно исключить излишнее дублирование, какие-то вещи перевести в дистанционный режим, какие-то фиксировать с помощью цифровых технологий».
Вместе с тем представители регионов отметили, что госстройнадзор сегодня является единственным и не имеющим альтернатив инструментом участия государства в обеспечении безопасности строительства. В качестве примера и подтверждения этого мнения были приведены случаи происшествий на объектах, построенных и реконструированных без участия органов госстройнадзора. Участники конференции вспомнили недавний пожар в московском бизнес-центре «Гранд Сетунь Плаза», где имелись множественные нарушения требований пожарной безопасности; пожар в 2020 году в доме престарелых, где погибли 7 человек и многие пострадали; пожар в деловом центре на 2-й Хуторской улице, где в 2010 году погиб Евгений Чернышев, руководитель столичной службы пожаротушения. «Мы не можем допустить, чтобы подобные инциденты повторялись, — считает Игорь Войстратенко. — На органах стройнадзора лежит особая ответственность за качество и безопасность строительства, даже учитывая интересы бизнеса и необходимость поддержки отечественной экономики в трудный период».
Собравшиеся на конференции согласились с этим и, признавая необходимость проведения дальнейшей реформы надзорной системы, отметили важность крайне аккуратного вмешательства в этот процесс. Так, по мнению исполняющего обязанности министра строительства и архитектуры Ставропольского края Валерия Савченко, над инициативами преобразований нужно еще поработать. «Реформе — быть, но важно, чтобы не пострадало качество, — уверен он. — Наша главная задача — безопасные объекты капитального строительства непосредственно в эксплуатации. Поэтому мы будем работать над этими предложениями, сформулируем их и в ближайшее время представим в Минстрой концепцию органов госстройнадзора».
Схожую с ним точку зрения выразил и председатель Госкомитета Башкортостана по жилищному и строительному надзору Артур Давлетшин. «Этот вопрос требует дискуссий, нужно услышать все регионы и понять их особенности. Я согласен, что какие-то полномочия мы дублируем, но полностью отказаться от надзора, заменить его стройконтролем все-таки невозможно. При этом поделить полномочия или делегировать часть их них, думаю, получится. Например, работу с документацией можно передать, а выезды на объект инспекторов надзора — не стоит: все-таки это вопрос безопасности», — пояснил он.
Необходимо подчеркнуть, что особую роль в деле реформирования надзорной деятельности все участники мероприятия отводят процессам цифровизации отрасли. Так, Минстрой России, например, видит в этом серьезный инструмент, позволяющий снизить издержки, в том числе по времени или финансам. «Конкретных решений на уровне Федерации сейчас нет, но точки, которые возникли в субъектах, подталкивают нас к тому, чтобы сформировать инструменты, позволяющие запустить цифровизацию в масштабах страны. Например, недавно соответствующим постановлением правительства мы приняли общие требования к строительному надзору в этой части на федеральном уровне», — уточнил Владимир Калинкин.
С учетом сложившейся практики, федеральный центр призывает равняться на наиболее успешные в этом плане регионы — Москву и Подмосковье. Так, Артур Гарибян считает важным формирование единого цифрового контура, доступ к которому был бы и у застройщика, и у органов надзора и контроля. «Можно создать цифровой журнал ведения работ, интегрировав ведомственные системы с ресурсами бизнеса, — полагает подмосковный министр. — И у всех участников процесса появится прозрачная и открытая площадка коммуникации».
В заключение дискуссий и обмена мнениями участников конференции выступил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, призвавший не торопиться, а обобщить первые итоги реформы контрольно-надзорной деятельности и проанализировать возможности дальнейшего смещения акцента на профилактику для предотвращения нарушений при строительстве. «В текущих экономических условиях мы сформируем новые предложения по развитию строительной отрасли в части контроля за соблюдением нормативов и возведением безопасных объектов», — заверил глава столичного стройкомплекса.
Ирек ФАЙЗУЛЛИН, глава Минстроя России:
«В настоящее время идет активное обсуждение Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ России до 2030 года с прогнозом до 2035-го. В ней должны быть учтены новые экономические условия, в которых всем предстоит работать в ближайшие годы. Одновременно с этим нашими основными приоритетами остаются качество и безопасность возводимых объектов капстроительства»
Кстати:
Часть регионов, ознакомившись с опытом работы столичных коллег, планирует перенять их опыт. В частности, в Республике Башкортостан планируется создать Центр экспертиз строительных работ и материалов по аналогии с московской структурой. «Мы рассматриваем возможность создания специализированного центра экспертиз в сфере строительства для контроля за качеством выполнения работ и поставляемых материалов, — сообщил «СГ» председатель Госкомитета Башкортостана по жилищному и строительному надзору Артур Давлетшин. — На базе такого центра можно будет тестировать различные стройматериалы, узлы и агрегаты, а также организовывать проверки качества строительно-монтажных работ на конкретных объектах. Это особенно актуально при появлении на рынке новых материалов и в контексте развернутой сейчас программы импортозамещения».https://stroygaz.ru/publication/regulation/kontrol-ili-nadzor-otrasli-nuzhen-balans-interesov-biznesa-i-bezopasnosti-stroek/
Последние новости
Семинар по вопросам туберкулеза
16 января 2025 года студенты Белебеевского медицинского колледжа посетили семинар по актуальным вопросам туберкулеза, проводимый ГБУЗ РБ Белебеевская ЦРБ, на базе детской поликлиники.
Бесплатной медицины для россиян станет больше
Более 100 миллионов граждан РФ смогут бесплатно пройти профилактический осмотр и диспансеризацию.
В минздраве Башкирии рассказали, как избежать ожирения
Специалисты ведомства дали ряд рекомендаций, чтобы не подхватить неинфекционную «эпидемию» XXI века.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией